В недавний год в контексте арт-терапии я много рисую. Запишу кое-какие заметки из личного опыта.

Выбор цвета.

Бывает, начинаю рисовать и смотрю на мелок какого-то цвета, но беру другой цвет. Снова выбираю мелок, снова смотрю на приглянувшийся цвет, снова беру другой. Прям не берет рука тот цвет, который манит. А если и берет, то сразу же кладет обратно. Обычно привлекает какой-то яркий и красивый (оранжевый, малиновый, ярко-желтый, фиолетовый), а рука берет что-то темное и блеклое (черный, болотно-зеленый, серый, коричневый, грязно-синий). Так проходит какое-то время, на листе вырисовывается что-то грязно-противное. А потом оп! — вдруг само собой получается, что не глядя я вытаскиваю так будораживший меня яркий красивый цвет — и вся картинка преображается. С помощью «грязных» цветов я прохожу через травматический материал — к ресурсу, к тому яркому цвету. И никак не получить ресурс, пока весь болезненный материал не проживешь. Занятно, что ресурс виден сразу, а не внезапно после черного приходит оранжевый. Также интересно, что тело не дает просто так взять яркий цвет, прям вот физически рука его бросает, даже если «через ум» я пытаюсь его взять. Бывает также, что яркий цвет удается взять не на первом рисунке — пять-десять рисунков я на него смотрю, но не могу его взять — получается серия рисунков мрачных, а потом на очередном рисунке рука сразу берет тот желанный цвет и вся картинка уже получается яркая и сочная.

Движение.

Довольно долгий период (примерно полгода) я рисовала обычным моим стилем, привычными штрихами. Но потом стали появляться новые паттерны штрихов. А после — новые способы движения руки (то от кисти, то от локтя, то от плеча, то круговые, то короткие импульсивные движения, то точеные, то еще как-то). Теперь уже временами подключается все тело — начинает вращаться и танцевать вся рука, плечо, второе плечо, вторая рука, торс, шея и голова, таз и ноги. Атр-терапия переходит в телесную работу. Через новые способы движения руки (и тела) я открываю для себя новые возможности, по-новому перестраиваю психические структуры, получаю доступ к новым формам мышления, чувствования, реагирования.

Структуры, формы, образы.

Сначала мои рисунки были просто набором штрихов. Потом стала появляться форма, структура, наполненность, центрированность. Похоже, и в психической реальности появились хорошо сформированные структуры, с центром, наполненные энергией.

Позже стали появляться образы. Т.е. рисую я по-прежнему ненамеренно (изначально не вкладываю намерения нарисовать, например, цветок или птицу, просто иду за рукой, за каракулями), но в результате стали появляться вполне конкретные образы. И их многообразие не перестает поражать.

Также через регулярную практику можно заметить, как меняется состояние. Как из бесформенной массы появляется структура, а из нее — образы. И наоборот, как из чего-то четкого и монолитного процесс идет в глубину, в мрачные картинки, в каракули, в размазывание мелков пальцами и ладошками, замешивание грязи на листе, а потом идет выход к ресурсу — к светлым и ярким каракулям, дальше формируется новая структура и новый образ. Заметно также и связь между рисунками и осознаниями или переменами в жизни.

Интересно наблюдать, как через «всего лишь рисование» происходит большая работа.

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •