Почему люди видят нас искаженно
«Коты, одетые актерами Кабуки», Утагава Куниеси, 1842 г.

Когда Саша смотрит на Машу, он видит не совсем Машу, а некий образ. Этот образ может включать качества самого Саши, качества Сашиной мамы (реальные или желаемые для Саши), убеждения Сашиного папы по поводу женщин и т.д. Об этом было в предыдущей статье «Почему мы видим людей искаженно». Но также в этот искаженный образ вносит вклад и сама Маша, а также и ее семейная система. Сегодня поговорим об этом. Что может транслировать Маша и почему.

1. Отношение к Маше ее родителей и других значимых людей:

  • Неозознаваемое. Машина мама увидела новорожденную малютку и испытала отвращение «Фу, какая противная, волосатая, сморщенная». Мама этого и не осознала, но на Маше могла появиться «печать» внутренних ощущений, что она такая.
  • Осознаваемое, но не проговариваемое вслух, а транслируемое невербально. Мама закатывает глаза, хватается за сердце и бежит пить валерианку. Мама не говорит, что Маша виновата, но Маша догадывается.
  • Осознаваемое и явно озвучиваемое. «Ну ты и дура!» говорит Машин папа, когда выпьет.

Когда Саша видит Машу, он еще ничего о ней не знает, но уже чувствует, что она «противная, волосатая, может всю жизнь испортить и еще и дура». Хотя Маша очень умна, ничего плохого не сделала и не собиралась, и с кожно-волосяным покровом все в порядке.

2. Образ другого человека, который транслировали Маше ее родители и другие значимые люди. Осознанно или нет. Мама могла видеть в Маше свою маму, а папа – свою первую любовь. Папа вряд ли признается, а мама могла и вслух говорить «ты как бабушка, такая же…», хотя Маша совсем не такая. Новые знакомые могут видеть в Маше качества той самой бабушки и даже «ошибочно» называть Машу другим именем (бабушки или папиной первой возлюбленной).

3. Образ идеальной Маши, который транслировали ей родители и другие значимые люди. «Какой нужно быть, чтобы тебя любили». Это могло проговариваться вслух, подразумеваться или даже не осознаваться родителями, но Маша это чувствовала. Маша может подстроиться под этот образ и действовать так, как если бы она была такая на самом деле, например, не показывать злости, подавлять ее, как будто она и правда не злится. Может «прикидываться» и транслировать его (как бы быть в маске – «я добрая»). А может срастись с ним и поверить в него сама. Как вариант может быть еще и анти-образ, но суть та же.

4. Идеальный образ Маши, который она сама придумала, например, что нужно быть идеальной хозяйкой. Аналогично предыдущему варианту: Маша могла подстроиться под него, транслировать или срастись.

5. Тень Маши. То, что Маша в себе не признает и не хочет на это смотреть, порой бывает хорошо заметно чувствительным людям. Маша позиционирует себя как «добрую». При этом люди видят гигантских размеров агрессию. Хотя сама по себе Маша и не «добрая», и не «злая», а «обычная».

6. Маша проявляется из разных своих состояний разными своими гранями (субличностями). Например, в какой-то момент Маша может оставит впечатление «взбалмошной», хотя большую часть времени они вполне последовательна и рассудительна. Чем более Маша целостна, чем в большем контакте со своими гранями и чем лучше умеет управлять проявлением своих субличностей, тем более целостное впечатление она оставит.

7. Машу вообще может быть «не видно»:

  • Маше настолько страшно показаться в мире вообще, что она как бы прячется и её как будто и не замечают. Бывает так – вроде пообщаешься с человеком, а потом и не помнишь ни его лица, ни одежды, ни разговора и даже, что он вообще был.
  • Маша подстраивается под другого, «мимикрирует». Как героиня Джулии Робертс в фильме «Сбежавшая невеста».
  • Маше не только страшно, но еще и стыдно быть собой, поэтому она прячется и «не отсвечивает».
  • Машу убедили, что она «ничто», поэтому ее как будто не видно.
  • Маша еще как бы и не сформировалась. Она не знает, какая она. Она как бы еще не выбрала себя и какая она. (Какие-то черты, конечно, есть, например, темперамент и иже с ним, но это не воспринимается как Маша, это как бы что-то отдельное).
  • Маша не знает, какая она и боится знать. Т.е. она сформировалась, но она боится это видеть. Тогда она может транслировать в мир все что угодно или ничего.

Что делать: постепенно проживать страх, стыд, боль, постепенно узнавать себя, постепенно отделять от себя чужие образы и ожидания. Терапия помогает посмотреть на себя через «прямое» зеркало, а не через «кривое».

 

Если для вас актуальна эта тема, приглашаю вас на мастерскую «Как увидеть себя и других» 17 марта. Мы поисследуем, как в нашей жизни проявляются проекции, перенос, убеждения. И сделаем несколько практик для того, чтобы быть в ясном контакте. Если при регистрации вы скажете, что пришли после этой статьи, для вас будет действовать скидка 40%.

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •